По инициативе Президента нашей страны Ислама Каримова в Ташкенте прошла республиканская конференция-семинар «О мерах по повышению роли и ответственности правоохранительных органов в деле реализации Программы дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015—2019 годы»
В конференции-семинаре приняли участие представители министерств и ведомств, правоохранительных, судебных органов, предприниматели из всех регионов нашей страны.
На конференции-семинаре выступил первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимов.
Было отмечено, что, несмотря на нестабильность на мировом рынке, в Узбекистане динамично развиваются все секторы национальной экономики, продолжаются широкомасштабные структурные преобразования и укрепляются рыночные механизмы, наращивается экспортный потенциал и привлечение иностранных инвестиций. Все это ярко проявляется в темпах роста ВВП, которые на протяжении последних одиннадцати лет сохраняются на уровне более 8 процентов ежегодно.
Фактором такого успеха стала дальновидная политика Президента нашей страны, направленная на всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление им большей свободы, устранение бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности и частного предпринимательства. Для этого были предприняты последовательные меры по ограничению вмешательства государственных структур в деятельность частного сектора, коренным образом пересмотрена система санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам, обеспечен широкий доступ частных предпринимателей к рынкам ресурсов и сбыта. Путем последовательного совершенствования нормативно-правовой базы создана эффективная система льгот и преференций, финансовой поддержки предпринимательства, послужившая мощным стимулом к его дальнейшему развитию.
Законодательное закрепление также получил принцип приоритета прав субъектов предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности в законе толкуются в пользу собственников. Кроме того, только за последние четыре года отменено 167 разрешительных процедур, 19 видов лицензируемой деятельности. Снижены размеры сборов за оформление документов разрешительного характера в два раза, отменено 65 видов статистической, шесть видов налоговой отчетности.
В результате доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте выросла с 31 процента в 2000 году до 56 процентов в настоящее время, в этой сфере трудится более 77 процентов занятого населения. В процессе широкомасштабных реформ сформировался средний класс — собственников, которые вносят огромный вклад в развитие национальной экономики, содействуют созданию тысяч новых рабочих мест.
Как отмечал глава нашего государства в своем выступлении на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, ключевой задачей на перспективу должно стать устранение всех преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства. Это требует координации деятельности государственных органов и предпринимательских структур. Иными словами, новый этап структурных реформ заключается в том, что правительство и бизнес должны стать партнерами и оказывать друг другу поддержку, совместно решать проблемы, вызванные внешними факторами, тесно взаимодействовать в осуществлении структурных преобразований и повышении конкурентоспособности экономики страны.
В данном контексте особую значимость имеет Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».
Было подчеркнуто, что в указе главы нашего государства особое внимание обращено на повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование предпринимательской деятельности и незаконное вмешательство в нее, нарушение прав частных собственников. Более того, документ усиливает гарантии защиты частной собственности, способствует продолжению процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также дальнейшему упрощению всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур и связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также расширению доступа субъектов предпринимательства к материальным и кредитным ресурсам, дальнейшему улучшению бизнес-среды.
На секционных заседаниях конференции были обсуждены ключевые направления Программы мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, утвержденной указом Президента Республики Узбекистан, а также нормы и положения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития».
Были заслушаны доклады по таким разделам, как «Активизация деятельности правоохранительных и контролирующих органов в вопросах обеспечения правовой защиты частной собственности, законных прав и гарантий субъектов предпринимательства», «Роль судебных органов в практической реализации норм законодательства, направленных на усиление правовой защиты частной собственности и субъектов предпринимательства», «Задачи государственных органов по упрощению всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», «Усиление роли правоохранительных органов в повышении эффективности системы «горячая линия» по рассмотрению обращений субъектов предпринимательства».
В частности, говорилось о том, что в соответствии с новым порядком уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, и полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружения преступления, не применяется наказание в виде лишения свободы при полном возмещении должностными лицами хозяйствующих субъектов нанесенного материального ущерба, предусмотренного за лжебанкротство и сокрытие банкротства. Особый акцент был сделан на то, что из состава уголовной ответственности были переведены в административную правонарушения, совершенные в сфере торговли, торговой и посреднической деятельности, за исключением особо крупных размеров ущерба.
Участники конференции подробно остановились на вопросах усиления роли судебных органов в защите интересов частных предпринимателей. В частности, теперь изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеется возражение со стороны плательщика, может осуществляться только по решению суда.
Отмечалось, что хозяйственным судам предоставляется право приостанавливать исполнение обжалуемого действия (решения) контролирующего органа, а срок вынесения хозяйственными судами определения о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству сокращен с 10 до 5 дней.
Выступившие на конференции директор СП «Сам Антеп Гилам» К. Абдуллаев из Самаркандской области, директор ООО «Контекс-Ташкент»
Н. Сотиволдиев, руководитель фермерского хозяйства «Кибрай агро Импекс» Ташкентской области Н. Арипходжаев и другие выразили благодарность главе нашего государства за оказываемую поддержку и внимание к представителям малого бизнеса и частного предпринимательства, создание благоприятных возможностей и условий для их работы. Они также подчеркнули важность новых актов законодательства, реализация которых на практике позволит улучшить деловую среду, шире привлекать инвестиции, в том числе иностранные, создавать новые рабочие места.
На мероприятии были намечены задачи по ускорению внедрения новых норм в практику работы государственных, контролирующих и правоохранительных органов, изменению деятельности контролирующих органов с приоритетом профилактики, повышению правовой культуры субъектов бизнеса.
Также отмечалась целесообразность осуществления парламентского контроля и мониторинга за ходом практической реализации норм закона путем организации заслушивания отчетов руководителей соответствующих министерств и ведомств. Была особо отмечена необходимость проведения на местах семинаров в целях доведения до населения, в первую очередь субъектов предпринимательства, роли и значения новых актов законодательства, а также изучения на постоянной основе возникающих у предпринимателей проблем путем организации встреч с ними представителей Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Государственного налогового комитета, судебных и контролирующих органов.
Участники конференции-семинара получили исчерпывающие ответы специалистов на все интересующие их вопросы. По итогам мероприятия был принят соответствующий документ.
Мехрибон МАМЕТОВА,
корр. УзА